-–убрики

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Internet_Blog

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.06.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 809


¬енчание

ѕонедельник, 16 јвгуста 2010 г. 22:38 + в цитатник

 (492x500, 151Kb)
„то такое церковное венчание: начало или итог? Ќе начало, потому что таковым €вл€етс€ Ћюбовь. » не итог, потому что еще многое предстоит сделать. ¬енчание – это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решени€. »ными словами, венчание – это этап, за которым следует продолжение.

¬енчание – одно из семи таинств –усской православной церкви. ѕолагают, что брак был установлен Ѕогом еще в раю, а »исус ’ристос, будучи гостем на браке в  ане √алилейской, осв€тил, подтвердил само устройство брака. ƒолгое врем€ (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчани€, да и потом он по€вл€лс€ постепенно, поэтапно. ¬начале достаточно было объ€вить себ€ мужем и женой в церковной общине – в этом случае брак считалс€ совершенным и его нельз€ было расторгнуть. ѕозднее нужно было вз€ть благословение св€щенника на брак, иногда требовалось присутствие св€щенника на свадебном пиру.   X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститьс€ вместе за ≈вхаристией (≈вхаристией или Ћитургией называетс€ главное христианское богослужение). »менно из чина Ћитургии возникло современное таинство ¬енчани€.

ќбручение

“аинству брака предшествует обручение. Ќа –уси до XVIII века оно происходило за мес€ц или даже за год до венчани€ и €вл€лось своего рода договором, юридическим об€зательством заключени€ брака в будущем. Ќо в то же врем€ обручение могло быть расторгнуто. Ќапример, если вы€сн€лось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. ≈сли обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувша€ сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. Ќа «ападе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручени€ была помолвка. ≈е светска€ часть – обмен кольцами за некоторое врем€ до свадьбы и публичное объ€вление предполагаемой даты бракосочетани€ – и сегодн€ €вл€етс€ традицией в состо€тельных аристократических семь€х ≈вропы.

¬ наши дни в –усской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагаетс€ сразу за входом в храм, и если церковь маленька€, обручение может происходить почти у самых дверей).

—начала из алтар€ к месту совершени€ обручени€ вынос€т  рест и ≈вангелие. ќбручающиес€ сто€т в притворе храма отдельно: жених – справа, невеста – слева. —в€щенник епитрахилью (епитрахиль – по-слав€нски «нагрудник» – символ власти ’ристовой, данной св€щеннику) соедин€ет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. «атем благословл€ет жениха и невесту зажженными свечами. —вечи символизируют радость происход€щего и готовность обручающихс€ служить Ѕогу и друг другу. ѕеред тем как вз€ть свечи, молодые крест€тс€.  реститьс€ можно и нужно в любой момент венчани€, и особенно перед действием св€щенника, направленным непосредственно к жениху или невесте. —вечи прин€то держать рукой, прикрытой белым платком.

«атем св€щенник вновь возвращаетс€ в алтарь за кольцами, лежащими на св€том ѕрестоле, после чего происходит обмен кольцами. —егодн€ эту процедуру совершает св€щенник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетел€ми. ¬ наши дни свидетелем обычно €вл€етс€ ближайший друг жениха, а свидетельницей – подруга невесты. Ќо изначально сто€щие за спинами молодых восприемники €вл€лись представител€ми их родителей или же крестными, то есть теми, кто восприн€л (прин€л) на себ€ власть родителей.

ќбмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. ќбмен кольцами происходит трижды – в знак осознани€ выбранного пути.

¬енчание

ѕод пение «—лава “ебе, Ѕоже наш, слава “ебе!» жених и невеста, ведомые св€щенником, переход€т в центральную часть храма. —в€щенник ставит молодых перед аналоем с  рестом и ≈вангелием на белое подножие. ≈диное дл€ двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет – целомудрие и девство вступающих в брак. ѕодножие обычно принос€т в храм сами молодые (как правило об этом заботитс€ семь€ невесты). Ёто может быть белое полотенце, небольша€ скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах прин€то жертвовать подножие на нужды церкви). »ногда в качестве подножи€ используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийс€ еще с крещени€ невесты.

ѕеред тем как обвенчать молодых, св€щенник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерени€х и не давали ли обещание брака кому-то другому: «»ма-ши ли (им€) произволение благое и непринужденное вз€ти в жены (мужь€) сию/сего (им€) егоже/еюже пред собою зде видеши? Ќе обещалс€ ли иной невесте? (Ќе обещалась ли иному мужу?)» ѕосле ответов венчающихс€, свидетельствующих об осознанности их решени€, начинаетс€ само таинство венчани€.

¬ молитвах, которые читает св€щенник, часто повтор€ютс€ ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве – јвраам и —арра, »саак и –евекка, »аков и –ахиль, »осиф и јсенефа, ћоисей и —епфора, »оаким и јнна, «ахари€ и ≈лиса-вета. —в€щенник просит √оспода даровать венчающимс€ «видеть чада чадов» – «детей детей», то есть внуков, благословить их благополучием («исполнить дома их пшеницей») и дать им «друг к другу любовь в союзе мира». ¬ церковной молитве вспоминаетс€, что еще в раю √осподь создал јдаму жену – «помощника» дл€ него, «восполн€ющего» его самого…

«атем св€щенник возлагает венцы на жениха и невесту. »ногда – реально, а иногда венцы над головами венчающихс€ держат восприемники. ¬енцы символизируют благословение Ѕожие и соединение супругов в вечной жизни. ¬ отрывке из јпостола («ƒе€ний св€тых апостолов»), читаемом на венчании, говоритс€, что отныне двое должны стать одним целым – единой плотью. ≈вангелие, которое звучит в храме сразу после јпостола, рассказывает о браке в  ане √алилейской, где присутствовал ’ристос и где ќн совершил первое чудо.

ѕосле молитвы «ќтче наш» нововенчаемые испивают общую чашу. »сторически обща€ чаша – это совместное причастие венчаемых на литургии. Ќыне – это обща€ дл€ двоих чаша с красным вином, благословленна€ св€щенником. ¬ино в чаше напоминает о чуде превращени€ в него воды (а виноградное вино, как известно, €вл€етс€ символом радости и полноты жизни). ј то, что чаша €вл€етс€ общей, единой дл€ двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Ќе случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она – мудра€ хранительница очага, призванна€ всегда думать о сохранении семьи.

ѕосле этого св€щенник под торжественное пение трижды обводит венчающихс€ вокруг анало€ (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат  рест и ≈вангелие.  руг – символ вечности, вечного соединени€ мужа и жены во ’ристе. »нтересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг анало€ считалось символом, знаком венчани€. ќб этом даже пелось в народных песн€х: слова « руг анало€ водил» означали, что герой обвенчалс€, женилс€ на своей избраннице.

» действительно, вскоре после хождени€ вокруг анало€ св€щенник снимает венцы с нововенчанных. ѕри этом жену он уподобл€ет –ахили, ветхозаветной праведнице, «хран€щей пределы закона», то есть охран€ющей законы семьи и церкви.

ћолебен

ќбычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавл€етс€ краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтар€ – на амвоне, в центре солеи (возвышени€ перед иконостасом, отдел€ющим храм от алтар€). ¬ конце молебна нововенчанным возглашаетс€ многолетие. ѕосле этого св€щенник благословл€ет обвенчавшихс€ иконами: жениха – иконой —пасител€ (реже иконой какого-то св€того), невесту -иконой Ѕогородицы. »коны символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. »значально эти иконы не приносили в церковь, родители благословл€ли ими молодых уже на пороге дома. Ќередко после венчани€ с церковной колокольни раздаетс€ колокольный звон – знак всеобщей радости и торжества.



ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку